О цене, марже и прочих базарно-рыночных прибамбасах
0
О цене, марже и прочих базарно-рыночных прибамбасах
О цене, марже и прочих базарно-рыночных прибамбасах
 Источник информации:  Газета «Южный Казахстан»

О цене, марже и прочих базарно-рыночных прибамбасах

Южноказахстанские сельхозпроизводители никогда не зарабатывали больших денег на продаже своей продукции. Заявление обидное, но честное. Покупатель ведь даже не подозревает, во сколько раз вырастает цена товара, доходя до прилавка.
 

 Достаточно посмотреть на цифры. По данным отдела сельского хозяйства Сарыагашского района, в октябре текущего года огурцы с полей уходили по 10-12 тенге, на оптовке стоили уже 40-50 тенге, до потребителя доходили по 80. В Мактааральском районе в крупных хозяйствах их продавали по 20 тенге, на оптовом рынке - по 30 тенге, в розницу - по 50 тенге, а помидоры - 50, 60 и 80 тенге соответственно. Отдел предпринимательства Шардары сообщил, что их оптовики предлагали помидоры по 60-70 тенге, а торговцы на базаре - по 90-100 тенге.
 
 Понятно, что в выигрыше остается перекупщик. Но посредник посреднику рознь. Те, кто работает на базаре (никак не в магазине), используют схему, которая ничего общего с формулой «товар - деньги - товар» не имеет. Здесь уместнее будет формулировка «товар - деньги - еще деньги - и еще немного денег». Работает эта схема следующим образом.
 
 Производитель затрачивается на ГСМ, покупку семян, платит за поливную воду, рабочую силу на полях, собирает урожай и назначает свою цену - Х. 
 
 Дилер приезжает к нему, скупает продукцию оптом, чтобы она не гнила на полях, освобождая от заботы находить точки сбыта, и прибавляет к этому свой грош - Х+1.
 
 Закупленную продукцию дилер продает оптовику, который к цене дилера прибавляет свою маржу - Х+1+1.
 
 Оптовики, отдавая товар торговцам в розницу, накручивают свою прибыль - Х+1+1+1.
 
 Ну а в розницу покупатель уже берет необходимый продукт по цене Х+1+1+1+1.
 
 В областном управлении предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма (УПИИРТ), специалисты которого и проводили это исследование, утверждают, что субъект на четвертом этапе перекупок зарабатывает на пустом месте, не неся ответственности. Именно он, затрачивая минимум сил, ставит такую цену, от которой потом «пляшет» весь базар. Чтобы покупатель имел шанс покупать огурцы-помидоры по цене, приближенной к себестоимости, достаточно из цепочки исключить оптовика. Но до сегодняшнего дня сделать это никому не удавалось. Базарно-рыночные отношения диктуют свои правила. А вот что касается сетевых магазинов, там предложенный вариант работает. Поэтому и цены на продукты зачастую бывают дешевле, да и сами товары качественнее. Жаль только, что и выбор невелик, и производитель часто заморский.
 
 «Да, в супермаркетах все красиво расставлено и запаковано, но выбора действительно нет, - считает М. Алимова, владелица торговой точки в одном из шымкентских микрорайонов. - И о цене пониже договориться нельзя, и получить удовольствие от искусства торговаться. Я же с «походом» могу продать, то есть добавить граммов 50-100, позволяю покупателю самому выбрать тот помидор, который нравится, и отдать подешевле, если у продукта нет товарного вида. Что касается навара, то я ставлю на каждый килограмм не больше трех-семи тенге. Этого хватает, чтобы покрывать все транспортные расходы и возмещать потери от брака».
 
 Получается, тем, кто привык отовариваться на рынках нашим, отечественным, так и придется отстегивать свои кровно заработанные, не рассчитывая на снижение цен?
 
 «В настоящее время мы предлагаем сельхозпроизводителям самим торговать на базаре, напрямую, - объясняет заместитель руководителя УПИИРТ А. Абилханов. - Владельцы рынков согласны выделять им места. Проблема в том, что сами сельхозпроизводители не особенно заинтересованы, так как им удобнее все сдать разом и не возиться с маленькими партиями. Но это по привычке. От многих мы получили положительный ответ, и они готовы встать к прилавку. Массовый выход крестьян на рынок сломает сложившуюся десятилетиями систему, и мы постараемся приложить все силы для того, чтобы это случилось как можно быстрей».
 

 
 Может быть, так и будет. Однако...


 
 «Мы пробовали ставить наших производителей на базаре и продавать товар по цене производства, - делится заместитель акима Толебийского района С. Дуйсебаев. - Владельцы рынков предоставляли бесплатные места, установили цены ниже рыночных. Например, картофель стоил 42 тенге. Но вокруг было столько торговцев с ценой 60 тенге за кг картофеля. Им не выгодно такое соседство, поэтому они быстренько скупали всю нашу продукцию и ставили свою цену. Внешне определить, кто рядовой покупатель, а кто перекупщик, производитель не может, а потому продает с чистой совестью все. То же было с мясом, фруктами. Сбить цену у нас не получилось, так как пять-шесть производителей, везущих на рынок пять-шесть тон продукции, погоды не делают. Проблема еще в том, что у фермера хорошо получается выращивать, а искусством торговли на рынке он не владеет, оттого тягаться с «рыночными мэтрами» трудно. Ему выгоднее, когда к нему приедут, соберут огурцы, помидоры, яблоки и, рассчитавшись, увезут». 
 
 Председатель Гражданского альянса Ш. Жамалбеков напоминает еще один способ сократить количество посредников между производителем и покупателем:
 
 «В советское время вся продукция с полей шла через «Селькоопзаготпромторг» - сеть заготовительных контор. Они скупали  у производителя продукцию: высший и первый сорт шел в торговые сети, товар качеством похуже - в переработку. Отходов не было совсем. Вот если бы в настоящее время была создана такая организация, которая напрямую бы поставляла товар и на рынки, и в магазины, а также в цеха по переработке, то ценовые перекосы исчезли бы сами собой. В прошлом году функции заготовительных компаний хотели возложить на сельские продовольственные кооперативы, об организации которых очень много и громко говорилось. Но движение это затихло, а вместе с ним померкла и идея централизованного закупа».
 
 Во всем мире, даже в очень хорошо развитых странах, сельское хозяйство субсидируется. 
 
 Сегодняшние бабушки, приехавшие на базар торговать с тазиком помидоров, продают их за столько же, что и перекупщики, «потому что на базаре такая цена». Подтягиваются, так сказать, под «стандарты», сломать которые, возможно, сможет закон, меняющий структуру работы базара, приближая его к деятельности торговых домов, где за все безобразия, и ценовые в том числе, будет нести ответственность управляющий. 
 
 Ну а пока сельхозпроизводители остаются не в выигрыше. Да и покупатели тоже.
 


О. Алексеева
02 ноя 2015

Напоминаем, что у нас на портале, есть сайт посвящённый деньгам и всему что с ними связанно. Например: кредитные калькуляторы, банкоматы на карте Шымкента и многое другое. Нажмите, чтобы перейти на сайт.
Опубликовано: 10.11.2015
Автор материала: [)EM()N
Рейтинг: 0
Просмотров: 276

Это может быть интересно
Обсудить данную новость
  1. FaceBook
  2. Вконтакте
  3. UID
 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все разделы проекта

Внимание

Поиск новостей по дате публикации
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Мини сайты новых пригородов *
 

* Новые пригороды - населённые пункты, присоединение которых началось в 2013 году и продлится до 2015 года. Для перехода, нажмите на названия интересующего вас населенного пункта.