Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
0
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
 Источник информации:  Социальные сети

Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..

Герой войны

К началу войны Саидакбару Сатыбалдиеву было 23 года. Он прошел фронтовыми дорогами от начала до конца в составе 311 стрелковой Краснознаменной дивизии. Сражался на Калининградском, Волховском, Белорусском фронтах. Не раз был ранен, но после госпиталя вновь рвался на фронт.

Ратный подвиг С. Сатыбалдиева отмечен четырьмя орденами: орденом Славы III степени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красного Знамени и большим числом медалей. Всего наградных знаков на его военном мундире насчитывалось 33.


Перекресток

В органах внутренних дел Южно-Казахстанской области С. Сатыбалдиев начал работать с марта 1949 года, с 1957 года – служил в отдельном взводе регулирования уличного движения. 
Всегда подтянутый, в до блеска начищенных сапогах виртуоз-регулировщик вскоре стал достопримечательностью города. На его артистические манипуляции с жезлом сбегались полюбоваться вся окрестная детвора. Восхищались профессионализмом регулировщика не только прохожие, сторонние зеваки, но и «виновники» происходящего – водители автобусов и троллейбусов, легковых и грузовых автомашин, профессионалы и просто автолюбители.


Дядю Сережу, показывали в одном из первых видео о Чимкенте


Бессеребренник

На митинге в честь открытия памятника дяде Сереже знающие его аксакалы вспоминали, что он принципиально не занимался поборами. У него не было не то что хватательного рефлекса, он начисто был лишен предвзятости, во главе угла стояла справедливость. Виноват, нарушил правила движения – наказать, всем остальным – счастливого пути.
Старшая его дочь Матлюба рассказала об одном характерном эпизоде, свидетельницей которого оказалась:
- Папа очень переживал за одного водителя-нарушителя, у которого пару дней назад он забрал права. Порядок был таков: если водитель не оплачивал штраф, то спустя определенное время надо было сдавать права нарушителя в управление ГАИ. А это новая пересдача экзаменов и т.д. Словом, дополнительная, к тому же затратная канитель. К счастью, рано утром является тот самый водитель и протягивает отцу сильно смятую трешку. Отец его спрашивает:
- Где взял деньги?
- У друга занял.
- Верни ему деньги, права забирай, но с ближайшей своей получки заплатишь штраф.
В снегопад он мог уйти на работу в 4 часа утра, зайти по пути в дорожно-эксплуатационный участок. Заказать, а лучше вместе с водителями доставить к своему перекрестку машину песка и обсыпать им, если надо, вручную все прилегающие участки: так безопаснее в гололед и машинам, и пешеходам.


Лучший по профессии. Отказался переезжать в москву из Чимкента.

На Всесоюзном конкурсе регулировщиков, проходившем в первой половине 60-х годов в Москве, С. Сатыбалдиев по сумме набранных очков занял первое место, но, будучи по натуре джентельменом, уступил его своей коллеге – женщине, приехавшей с Украины. Победа в этом конкурсе была настолько весомой, что в подарок он получил новенький «Москвич» и …приглашение работать в Москве с предоставлением двухкомнатной квартиры.

Но перспектива столичной жизни совсем не устраивала его жену Турсынай. И ее можно было понять. В семье Сатыбалдиевых пятеро детей, работал только отец, зарплаты которого, конечно же, не хватало на растущие запросы домочадцев. Выручало выращивание картофеля на своей делянке. Это было главным подспорьем в семейном бюджете, плюс содержание домашней скотины. По этим прозаическим причинам переезд в Москву был исключен.


«Дядю Сережу не трогать!»

Не зря говорят: зло порождает зло, а добрый поступок отзовется добром…Июнь 1967 года. В Чимкенте начались волнения водителей. Толчком к событиям послужил факт жестокого избиения милиционерами одного из водителей, попавшего в вытрезвитель. Побои были настолько сильными, что человек скончался. В автопарк, где он работал, пришла его жена с двумя детьми и сообщила о случившемся. Ошеломленные известием, его товарищи сели в автобус и поехали на разборку с обидчиками. К ним присоединились и водители таксомоторного парка. Начались погромы работников милиции. Были подожжены здания гормилиции и областного управления внутренних дел. Очевидцы вспоминают, что находиться в те дни в милицейской форме было очень опасно…
       Но в самый разгар бунта на центральном перекрестке проспекта Коммунистического и улицы Советской продолжал стоять и регулировать прекратившееся движение чимкентский постовой Саидакбар Сатыбалдиев. В этот день его, стоящего, как обычно, на своем посту, не раз предупреждали сами водители и таксисты: "Началась заваруха, тебе лучше уйти". Но он оставался дежурить в самом центре города. По городу прошел клич: «Дядю Сережу не трожьте!». И хотя он находился в считанных метрах от центра бунта, никто из бунтовщиков и не подумал обижать чимкентского регулировщика, который "стоит не взятки брать, но движение разводить". Об этом эпизоде в своей книге «Омір белестері» вспоминает генерал Кулахмет Халменов.


Коллеги

О дяде Сереже осталось столько добрых, красивых воспоминаний, что многие из них сегодня больше похожи на легенды, другие – на байки.
       Говорят, что однажды, когда он ехал по Москве в такси, на одном из центральных перекрестков сложилась серьезная автодорожная «пробка» - молоденький регулировщик не смог справиться с огромным потоком машин. Старшина милиции Сатыбалдиев вышел из такси, подошел к своему незадачливому коллеге и, представившись, предложил помочь. В результате в течение нескольких минут пробка «рассосалась», а столичные водители получили нечаянную возможность полюбоваться показательным выступлением – виртуозной работой нашего земляка-регулировщика дяди Сережи.


Последний пост

На пенсию С. Сатыбалдиев ушел в 63 года, оставаясь активным и целеустремленным человеком. А в 1995 году его не стало.
        Памятники обычно ставят тем, кто остался в благодарной памяти народа. В Шымкенте 25 июля 2004 года был открыт памятник человеку, который в народной памяти более известен под именем «регулировщик дядя Сережа» - старшине милиции Саидакбару Сатыбалдиеву. С этого дня дядя Сережа заступил на свой последний, вечный пост, являя собой пример честного самоотверженного служения делу.  

И. Лукьянина. Пресс-служба Комитета дорожной полиции МВД РК


Стихотворение (1967 год, Сергей Полтораков)

Все мы помним стих, про дядю Стёпу,
В городе у нас такой же, жил.
Только называли дядь Серёжей,
Небольшой, усатый гражданин.

Не было в то время светофоров,
Он в погонах разводил мосты.
И никто – не взрослый, не ребёнок,
Могут только вспомнить,- дядь прости.

Никогда зазряхой, не обидит,
Пожурит так нехотя – любя,
Он гаишник, но в ГАИ от Бога,
Настоящий,- добрая душа.

Мы детьми подолгу замирали,
Как он крутит палочкой своей.
И ему улыбки даровали,
Не было в милиции добрей. 

Все мы жили дружно, хоть и бедно,
Но случилось,- шестьдесят седьмой.
В РОВД  водителя убили,
Город встал,– нарушился покой.

Двое суток город был без власти,
Кто успел, в погонах - убежал…
И всё дальше разгорались страсти,
Но войска ввели. Я всё сказал.

Дядь Серёжа был один в погонах,
Не боялся, уважали,- знал.
Сколько люду пало в перезвонах,
Лишь теперь об этом рассказал.


Песня и видео


Жители города о самом известном ГАИшнике Чимкента

Опубликовано: 20.11.2016
Автор материала: [)EM()N
Рейтинг: 5
Просмотров: 1987

Это может быть интересно
Обсудить данную новость
  1. FaceBook
  2. Вконтакте
  3. UID
 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все разделы проекта
Поиск новостей по дате публикации
Мини сайты новых пригородов *
 

* Новые пригороды - населённые пункты, присоединение которых началось в 2013 году и продлится до 2015 года. Для перехода, нажмите на названия интересующего вас населенного пункта.