Петроглифы Боролдая
0

Наскальные изображения в районе так называемых Боролдайских ворот, на ширине водораздела между левыми притоками р. Боралдай, открыты в 1904г. П.И. Комаровым. Он отметил наиболее запомнившиеся изображения архаров, козлов, оленей, лошадей, сцены охоты, скопировал некоторые знаки (тамги). Значительно позднее казахстанские археологи М.К. Кадырбаев и А.К. Марьяшев, анализируя наскальные изображения Каратау эпохи бронзы, коснулись и боролдайских памятников. В 1986г. сотрудниками института «Казпроектреставрация» обнаружены скопления петроглифов, где общее число рисунков приближается к тремстам. Определены их хронологические рамки и сделана попытка семантического анализа. В 1995 году сотрудниками национального историко-культурного заповедника «Ордабасы» и в 1997 году сотрудниками Южно-Казахстанскоro историко-краеведческого музея выявлено еще одно местонахождение наскальных рисунков. Оно находится в 1,5км. к востоку от п. Кapaтac (Бaйдибeкский район Южно-Казахcтaнской oблacти), у одноименной скалы. Гравюры расположены на двух сопках, вытянутых вдоль ущелья. Эти сопки представляют собой плосковершинные останцы, покрытые делювиально-пролювиальными отложениями. Основная масса рисунков сгруппирована на южных и юго-восточных склонах останцев на камнях с относительно ровной поверхностью и сильной патинизацией.
В гравюрах Боролдая следует выделить 4 хронологических пласта и
соответствующие им этнокультурные циклы:
1. Эпоха бронзы (II тыc. до н.э.). Особо выделяется финальный этап.
2. Ранний железный век ( I тыс. до н.э.) с выделением скифо-сакского «звериного стиля» VII-Vвв. до н.э. со своей орнаментальностью и декоративностью.
3. Тюркский пласт проявлен слабо и невыразителен - тамгообразные козлы, тамги (VI-IX вв.).
4. Казахские и суфийские циклы (ХV - XIX вв.). «Суфийские» сюжеты (эпиграфика) следует отнести к эпохе казахских ханств и даже к более позднему времени в связи с проникновением ислама в казахские степи. Народные рисунки казахов реалистичны.
Петроглифы Боролдая являются составной частью обширного ареала наскального искусства Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири, вызванного к жизни единством экономического уклада, уровня духовного развития, сходством идей и представлений степных племен.

из статьи А.С. Мирзабаева, Д.С. Абсеметовой «Изучение петроглифов Боролдая». Культурное наследие Южного Казахстана (сборник статей). Шымкент, 2002.

































Просмотреть карту в реальном размере
Перейти на сайт, источник материала...                                                           
Просмотров: 256

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все разделы проекта

Внимание

Самые свежие новости Шымкента
Мини сайты новых пригородов *
 

* Новые пригороды - населённые пункты, присоединение которых началось в 2013 году и продлится до 2015 года. Для перехода, нажмите на названия интересующего вас населенного пункта.