• Страница 1 из 1
  • 1
Форумы Шымкента » История Шымкента » Забытые праздники » Саиль Қошқар-Ата (Праздник который проводился только в Швмкенте)
Саиль Қошқар-Ата
[)EM()N Дата: Среда, 23.03.2016, 10:56 | Сообщение # 1 Offline

Сообщений: 399
Генерал-майор
- 0 +
Итак, вся информация (которую я знаю) по поводу праздника "Саиль Қошқар-Ата".
Один из праздников, который праздновался в Шымкенте на протяжении многих лет.
Первая попытка возродить данный праздник, была в этом (2016) году. Как это было - читайте ниже...
 
[)EM()N Дата: Среда, 23.03.2016, 12:20 | Сообщение # 2 Offline

Сообщений: 399
Генерал-майор
- 0 +
Пресс релиз Шымкентского городского весеннего фестиваля "Саиль Қошқар-Ата" на русском и казахском языках (Пресс-релиз раздовался на самом фестивале)
Прикрепления: 4812718.jpg (204.5 Kb) · 2465934.jpg (173.7 Kb)
 
[)EM()N Дата: Среда, 23.03.2016, 12:25 | Сообщение # 3 Offline

Сообщений: 399
Генерал-майор
- 0 +
Возродим праздник Саиль-Кошкарата!




Шымкент - единственный город девятой по площади страны мира, где есть такое чудо. Именно ему город вообще обязан своим возникновением в седой древности. Что это за чудо? Все просто - это река Кошкарата. И как нам стало известно, в середине марта планируется проведение особого праздника, который много веков горожане и гости Шымкента отмечали на берегу реки Кошкарата.

В связи с этим мы решили вкратце рассказать об истории весенннего праздника Саиль-Кошкарата.

Обретение рая

Сегодня практически все маститые историки признают, что Шымкенту 2200 лет и он является древнейшим городом страны. Но кто его основал? И почему именно здесь? Специалисты уверены, что это событие связано именно с Кошкаратой.

Сейчас никто и не скажет совершенно точно, как все было на самом деле, но Р. Сулейманов, доктор исторических наук из Узбекистана, считает, что было так: «В III веке до нашей эры произошло очень важное событие в геологическом строении региона. Кызылкумы изменили свой профиль, а соответственно изменилось и русло Сырдарьи. Живший в тех местах сильный союз сакских племен, известный как даки, был вынужден покинуть родину. Они разошлись на поиски новых мест для жизни. Часть ушла на юг. Часть добралась даже до Европы и дала свое название фракийскому союзу племен даков на территории современной Румынии, с которыми долго воевали римляне. А большая часть осела в среднем течении Сырдарьи, где впоследствии возникли Туркестан, Сауран и другие города. Думаю, что именно группа даков, наткнувшаяся на обильное водой место с плодородной почвой, и основала первое поселение на месте Шымкента».

Шымкент расположен в природной зоне предгорных степей. Климат жаркий и достаточно засушливый. Но в междуречье Арыси и Бадама немало выходов подземных вод, которые дают начало таким речкам, как Акбулак, Борижар и, конечно, Кошкарата. Неподалеку от истоков последней возвышается высокий холм, удобный для обороны. На нем и поселились первые шымкентцы, а точнее - нуджикетцы (Нуджикет - это первое название нашего города, упоминаемое в древних письменных источниках - А.Г.). Сейчас это главный археологический памятник города - цитадель, которую в последнее время усиленно захватывают самостройщики при полном попустительстве ответственных за ее сохранение государственных структур. Но не будем о грустном...

Тысячи лет назад в долине Кошкараты, там, где сейчас Старый город, находились поля и огороды горожан. А из реки были выведены первые арыки.

Большое разделение

Перелистаем страницы истории. Со времени возникновения Нуджикета прошло несколько столетий. На цитадели стало тесно, и город спустился в долину Кошкараты. В Х веке, во времена караханидов, Шымкент занимал уже площадь в 30 гектаров, и появился Старый город. А что же речка? Ее долина в те времена была заболочена (верховья были таковыми еще в 60-х годах прошлого века). Русло Кошкараты разрезало Старый город почти посередине. До поры с этим неудобством как-то мирились. Но в XVIII веке город стал расти особенно быстро. Видимо, тогда это и случилось... Был прокопан канал, по которому пустили большую часть кошкаратинских вод. После того как река стала каналом, а ее естественное русло, по сути, арыком, горожане полностью изменили естественный рельеф.

Метрах в 70-80 от улицы Токаева, вниз по течению Кошкараты, расположен шлюз. Именно там от нее отделяется речка, которую мы сейчас зовем Карасу. Естественный уклон местности в нашем городе ведет к тому, что все водотоки должны впадать в реку Бадам. Туда бежит и Карасу, представляя собой естественное русло реки. А то, что мы сейчас называем Кошкаратой, - рукотворный канал, являвшийся источником орошения, а на некоторых участках еще и выполнявший фортификационную функцию рва перед городской крепостной стеной.

И на самом раннем из известных на сегодня планов Чимкента, составленном в 1864 году, место разделения русел тоже обозначено. Можно лишь предполагать, как выглядел древний шлюз в прошлые столетия, но это уже и неважно, поскольку функция его остается неизменной.

Чисто Шымкентский праздник

Много веков Кошкарата дает Шымкенту жизнь. И горожане ранее относились к реке с соответстветствующим почтением и уважением.



В 1912 году в Ташкенте была издана замечательная книга А. Добросмыслова «Города Сырдарьинской области», в которой Чимкенту посвящена отдельная глава. Автор пишет: «Город лежит в области третичных образований, который на левом берегу Бадамы прикрываются лессом. Живописное положение и отличная вода, получаемая из Качкаратинских ключей, привлекает сюда многих». (Орфография автора - А.Г.)

Далее можно узнать, что местные сарты являют собой «тип», смешанный с казахами. Горожанки не закрывают лиц, как и казашки. И в городе есть свой, особый, праздник!

«Из других обычаев чимкентцев, заимствованных ими от местных киргизов (казахов - А.Г.), отметим … празднование Соиль-Качкарата - «праздник весны», «гулянье» или «празденство отца племенного барана» (в буквальном же переводе слово «саиль» с арабского языка - «Просящие у Всевышнего за Кошкарату» - А.Г.), в течение недели между 1 и 15 марта (это по дореволюционному календарю, по нынешнему же - между 14 и 29 марта, аккурат на праздник Наурыз - А.Г.), в зависимости от погоды, обязательно в киргизских кибитках».



И еще один любопытный момент. В 1907 году общие расходы городского бюджета составляли 28029 рублей. Самой большой его статьей было благоустройство города, на нее приходилось 24,3 процента! При этом практически половина этой суммы, от 2500 до 3000 рублей, уходила на содержание ирригации. А заведовали ею два арык-аксакала, обучавшиеся в Ташкенте...

Но вернемся к празднику Саиль-Кошкарата. Название его, как и название шымкентской жемчужины-речки, восходит к признанию местными жителями огромной роли скотоводства в экономике края. Кстати, культ племенного барана еще в доисламские времена подтверждается многочисленными археологическими находками на самых разных памятниках региона.

О чем просили на этом празднике шымкентцы и спускавшиеся в гости со всей округи пастухи у Всевышнего? Вы правы, не только о благополучии тучных стад, но и благословения реке Кошкарате, дающей городу жизнь…

Мечты о возрождении

Как далеко несла свои воды Кошкарата в прошлом, мы не знаем. Ее современная длина - около 15 км. И лишь два километра, от самого истока, содержатся в относительном порядке.

Каких только идей по приведению в порядок нашей знаковой речки не звучало в разные годы! Осмелимся предложить еще одну... Аким города Г. Адбрахимов всерьез намерен повысить туристическую привлекательность Шымкента. И Кошкарата может сослужить в этом добрую службу, как и цитадель древнего Шымкента, расположенная неподалеку от нее.

Для этого нам достаточно вспомнить о празднике Саиль-Кошкарата - как чисто шымкентском явлении, и возродить его, благо племенных баранов в нашей области хватает. Можно организовать выставку этих животных, с непременным выбором чемпиона. Красивые юрты на берегу реки. Кумыс и настоящий айран из овечьего молока. Все вполне может послужить своего рода фишкой для европейцев, которые активно осваивают туристические достопримечательности Великого Шелкового пути.

Все жители города должны принимать посильное участие в благоустройстве любимой реки. Для этого, наверное, есть необходимость создания специального общественного фонда, в который каждый мог бы вносить хотя бы пару сотен тенге в год. Преставляете, какая сумма наберется от миллиона горожан! А фонд мог бы заниматься благоустройством и очисткой Кошкараты, нанимая для этого своего рода хранителей реки, или арык-аксакалов. Главное, чтобы его бюджет был максимально прозрачным, а в попечительский совет вошли бы действительно уважаемые люди - настоящие патриоты Шымкента.

А. Гончаров
Фото автора
На снимках: 1) тот самый шлюз,
2)хлопкоочитительный завод на Кошкарате,
3) юрты на площади Ордабасы.
Возможно, это и есть Саиль-Кошкарата?


Источник: http://www.yujanka.kz/news/detail/6295
 
[)EM()N Дата: Среда, 23.03.2016, 12:32 | Сообщение # 4 Offline

Сообщений: 399
Генерал-майор
- 0 +
Одна из проблем данного праздника - это его название, а точнее разные способы его написать (нужно решить как правильно)...
Я лично, везде (в том числе и в данной теме) указывал название "Саиль Қошқар-Ата" (Так как было указанно в пресс-релизе). Ниже то, как было написано на сайте акимата:

Прикрепления: 5709387.png (562.4 Kb)
 
[)EM()N Дата: Среда, 23.03.2016, 12:47 | Сообщение # 5 Offline

Сообщений: 399
Генерал-майор
- 0 +


 
[)EM()N Дата: Четверг, 24.03.2016, 20:53 | Сообщение # 6 Offline

Сообщений: 399
Генерал-майор
- 0 +
Саиль-Кошкарата, возрождая традиции


Много ли мы знаем о земле, на которой живем? Доступны ли нам знания и традиции наших предков, чтобы мы могли нести их и передать будущим поколениям? Этими вопросами я задалась, побывав в Шымкенте на городском весеннем фестивале «Саиль-Кошкарата» 18 марта этого года.
Объездив немало стран, к стыду признаю, что родной Казахстан видела едва ли. К Наурызу я получила приятный подарок – возможность узнать о своем крае и традициях больше. По приглашению Ассоциации «Центр Развития Индустрии Туризма ЮКО» наша редакция отправилась в сердце Шымкента, к истокам реки Кошкарата, на празднование древнего полузабытого праздника Саиль-Кошкарата.
Писатель и почетный работник туризма РК Исмаилов Кенесбай Серикбаевич с уважаемым историком и журналистом Гончаровым Алексеем Алексеевичем, вместе составляя дуэт сознательных горожан, по настоящему любящих и заботящихся о родном Шымкенте, поведали нам об истории реки Кошкарата, связанных с ней легендах, а также о традициях празднования Саиль-Кошкарата. Здесь мы делимся наиболее интересным из услышанного.
1. Общеизвестный факт: Шымкент – один из древнейших городов Казахстана, насчитывающий 2200-летнюю историю, возник на пересечении караванных дорог Великого шелкового пути и имеет богатое историческое и культурное наследие.
2. Современный город является 3-м по значимости в Казахстане, а вместе с плотно прилегающими к нему многочисленными населенными пунктами, по неофициальным данным, насчитывает около 1 млн. жителей и по площади превосходит Алматы.



3. Это чуть ли не единственный город в мире, где основная водная артерия, река Кошкарата, берет начало в самом городе (в центре, недалеко от вокзала). В отличие от большинства городов, возведенных на берегу той или иной реки, Шымкент возник у истоков родников, которые вниз по течению превращаются в бурный речной поток.
4. Воды реки Кошкарата, по преданию, имеют целебные свойства, и в наши дни люди купаются в ней и пьют из нее воду (ближе к устью). В летние дни горожане, спасаясь от трудно переносимой жары, проводят время около реки или непосредственно в ней. Вода же, вне зависимости от времени года, в реке очень холодная. Также в реке водится рыба, а по течению прозрачных вод можно увидеть кустистую флору.



5. Саиль-Кошкарата – исключительно Шымкентский праздник. Нигде в мире нет праздника, посвященного отцу племенного барана. Он потерял свою самобытность в революционные годы и только сейчас возрождается силами горожан и местных властей. Сам праздник отмечается на берегу реки одновременно с Наурызом и длится несколько дней.
6. Саиль – на арабском означает «просящий у Всевышнего». Горожане, принося в жертву самого крупного барана, просили о благополучии своих стад и реки, а также о благословении у духов предков и Святого Кошкар-Ата, почитая их память.
7. Сам Кошкар-Ата – личность легендарная, т.е. много легенд о нем передавалось от поколения к поколению. Историки же, цепляясь за какое-то «зерно»/«информационный код» в том или ином сказании, искали факты, доказывающие или опровергающие первоначальный постулат.
8. По одной из легенд караван уставших и измотанных жаждой путников увидел старца, который сказал им откинуть камень, и оттуда начнет бить ключ. Так и появилась река. По другой легенде Кошкарата отправил своего младшего брата в Туркестан, чтобы тот доставил воду Ахмеду Яссауи, и наказал ему не оглядываться. Брат же ослушался, оглянувшись, разлил воду. И на том месте возникла река. Ну а в третьей легенде говорится о том, что река образовалась от слез воинов, оплакивающих погибшее в проигранном сражении войско.
9. Гончаров А.А. «раскопал», что был такой праздник, и силами Акимата города в этом году было впервые после векового забвения организовано празднование Саиль-Кошкарата. Ожидается, что празднование этого весеннего фестиваля станет доброй традицией для Шымкентцев и гостей города. По мнению спикеров, на данную тематику можно написать дипломную или даже кандидатскую работу, настолько глубока и интересна тематика.
10. Так или иначе, река, проходящая через весь город, имеет особое значение для Шымкента, и местные власти, несмотря на местами плачевное состояние и обильное загрязнение, пытаются ее сохранить и облагородить. Организаторы фестиваля выступили с идеей создания фонда реки Кошкарата: если все жители Шымкента будут ежегодно вносить по 200 тенге в Наурыз на развитие фонда, то на эти средства (около 200 млн. тенге) можно будет облагородить и укрепить берега габионами (камни в сетке), нанять арык-аксакалов, которые будут выполнять роль хранителей реки, как это было ранее.



11. Идея возрождения древнего праздника поможет нам узнать больше о традициях нашей станы, популяризовать бережное отношение и уважение к реке и природе в целом, привлечь больше туристов, в том числе иностранных в Шымкент и ЮКО. Мы, казахстанцы, очень любим праздники и еще один светлый праздник нам только в радость!
После пресс-конференции вся ватага журналистов и блогеров под предводительством Исмаилова К. и Гончарова А. с памятными подарками от организаторов направилась на место празднования фестиваля, к берегам Кошкараты. О том, как проходило само празднование, читайте в нашем следующем материале.

Автор: Анна Кан
Источник: http://halyktravel.kz/sail-koshkarata-vozrozhdaya-traditsii
Прикрепления: 2196273.jpg (180.6 Kb) · 2861633.jpg (207.5 Kb) · 3286611.jpg (198.8 Kb)
 
olesia7777 Дата: Понедельник, 20.06.2016, 19:27 | Сообщение # 7 Offline

Сообщений: 1
Рядовой
- 1 +
Хорошая идея , неплохое воплощение, доделать бы ее до идеи центра культуры в городе. не спрятать старые постройки за  забор а убрать эти прилипшие к друг другу полуразваленые домишки расширить зону отдыха от истока до Куйбышева и до многоэтажек к базару. Построить центры для детей и подростков клубы по интересам и город мастеров поделок из натуральных материалов, центры духовного развития песни , танца, музыки. Тогда это действительно будет местом силы
 
Форумы Шымкента » История Шымкента » Забытые праздники » Саиль Қошқар-Ата (Праздник который проводился только в Швмкенте)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: